Буровая установка ЛБУ-50

Буровая установка ЛБУ-50 предназначена для бурения скважин в породах до IV категории по ЕНВ МГ СССР включительно в зависимости от применяемого инструмента:

а)            артезианских и гидрогеологических скважин глубиной 50 м и диаметром

200 мм — шифр установки ЛБУ-50А;

б)           шурфов глубиной 15 м и диаметром 1050 мм — шифр ЛБУ-50Ш;

в)            гидрогеологических и артезианских скважин и шурфов — шифр ЛБУ-50Г.

Изготовляется бурильная установка ЛБУ-50 по техническим условиям ТУ 26-02-154—75.

Буровая установка смонтирована на шасси автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-131, от двигателя которого осуществляется привод всех механизмов. Для перевозки бурового инструмента предусмотрен двухосный прицеп 2ПН4 массой 4800 кг.

Через коробку отбора мощности, установленной на раздаточной коробке автомобиля, приводятся коробка передач с маслонасосами НШ-46 и НШ-10, лебедка с ударным механизмом и подвижный вращатель. Коробка передач имеет четыре прямые и одну обратную передачи.

Лебедка установки планетарного типа, с тормозом спуска, с тормозом включения барабана и тормозом включения кривошипа ударного механизма. Привод лебедки осуществляют через цилиндрический редуктор, связанный с угловым редуктором.

Привод вращателя производят трехгранным валом, проходящим через верхний редуктор, который в свою очередь связан вертикальным валом через предохранительную и зубчатую муфты с угловым редуктором. При укладке мачты зубчатая муфта перемещается гидроцилиндром в верхнее положение.

Вращатель шарнирно крепится к каретке, которая соединяется с мачтой и гидроцилиндрами подачи вращателя. Каретка перемещается по трубам передних ног мачты. Цилиндры подачи соединены одним концом с траверсой, несущей кронблок. Штоки гидроцилиндров крепят на нижней плите мачты. При движении гидроцилиндров перемещаются каретка с вращателем и траверса с трехгранным валом, который проходит через трехгранное отверстие верхнего редуктора, передавая крутящий момент.

От шпинделя вращателя буровому снаряду крутящий момент передается через патрон-переходник, фиксирующийся шариками в кольцевой выточке шпинделя. К нижней резьбовой части патрона крепят переходник, имеющий муфту с шестигранным отверстием для бурового шнека. Подъем и опускание мачты производят гидродомкратами, штоки которых крепятся к поперечному поясу. На мачте бурильной установки крепятся также кран-укосина для уборки породы, гидравлический ключ, кондуктор для опускания обсадных труб и др.

Для освещения установки применяют три фары. Источниками питания служат генератор и аккумуляторная батарея автошасси.

Пульт управления расположен слева по ходу. У пульта сосредоточены рычажное управление и щит гидроуправления, содержащий гидрораспределитель Р75ВЗ, приборы регистрации работы и запуска двигателя и т. д.

При транспортировке и хранении буровая установка и прицеп укрываются брезентовыми чехлами.