Шнек буровой
Шнек буровой представляет собой достаточно простую, но при этом универсальную и эффективную конструкцию. Шнековый бур также часто называют лопастным буром, что хорошо отражает особенности его строения.
Шнек буровой по своей конструкции состоит из бурильной трубы и спиралевидно нанизанной на нее стальной ленты. За счет такого расположения лопастей шнекового бура обеспечивается доставка выбуренной породы на поверхность.
Само же разрушение породы происходит под воздействием шнекового бурового долота. Для снижения трения между рабочей поверхностью бурового долота данного типа и буримой породой часто применяются буры с центральным каналом – полостью, по которой подается воздух или промывочная жидкость. Такой шнек также может в некоторых случаях выполнять функцию обсадной колонны.
Использование шнекового бура осуществляется при вращательном бурении, проводимом как в ручном режиме, так и с применением буровых установок. Ярким представителем примера ручного бурения с помощью шнека является ямобур ручной «Федот». Это устройство используется для бурения неглубоких скважин для установки столбов, опор или свай в нетвердых породах (1-3 категории буримости). Такой ручной ямобур может применяться всего одним человеком.
При более глубоком бурении, в том числе скважин на воду, с применением шнека бурового используются буровые установки с подвижным вращателем. Важными показателями работы такой установки является высокий крутящий момент и ход подачи в среднем 2-3 метра (хотя в некоторых случаях можно встретить и примеры работы устройств с ходом подачи до пятнадцати метров). В процессе бурения порода разрушается шнековым долотом и затем доставляется на поверхность буровыми шнеками, которые соединяются между собой в единую колонну. Крепление шнеков буровой колонны осуществляется с применением резьбового соединения элементов или использования фигурного сечения, в зависимости от типа используемого бурового инструмента.
При бурении твердых пород лопасти бурового шнекового долота, как правило, должны быть расположены перпендикулярно плоскости разрушаемой породы. В случае же бурения рыхлых пород угол их расположения может составлять порядка 30-60 градусов. При этом эффективная транспортировка выбуренной породы подразумевает, что объем пространства между спиральными витками шнека заполняется на 1/5-1/4 часть. Этот показатель должен быть выше или равен производительности бурового долота.