Рабочий котлован для горизонтально направленного бурения (ГНБ)
Проектирование инженерных сетей непосредственно включает в себя бестраншейные переходы через автодороги и железнодорожные пути. Ключевую роль для эффективного продавливания труб имеют размеры котлованов.
Одной из типовых систем горизонтально направленного бурения является прокладка труб под проезжей частью для монтажа водопровода. Прежде всего, необходимо определить местоположение и размеры рвов. В данном случае требуется два котлована: стартовый и финишный. Иначе их называют рабочим и резервным (приемным). В первом располагается все оборудование. Например, буровая машина. Во втором находится финишная точка.
Изначально под котлованом в технологии ГНБ подразумевают вскрытие грунта для оптимального продавливания трубопроводов и других разновидностей коммуникаций. Все это сохраняет верхнее покрытие. К нему относят землю в парках и на дачных участках, трассах и железнодорожных переездах. Сюда можно отнести и водоемы.
Габариты котлованов зависят от количества прокладываемых труб. Согласно проектной документации, для продавливания одной трубы предписаны такие размеры:
- для рабочего котлована: длина — 3 м, ширина — 2 м, глубина — 0, 5м;
- для резервного: длина и ширина — по 2 м, глубина аналогичная предыдущей.
Под третьим параметром понимают глубину от поверхности почвы до верха трубопровода. Для приемного рва допустимо сделать и меньшую ширину. Опытные специалисты по технологии ГНБ считают, что она может составлять 1 м.
Если необходимо осуществить продавливание двух и более труб, ширину котлованов требуется увеличить на расстояние между трубопроводами. Это означает, что оно должно быть не меньше 100 мм на каждый дополнительный трубопровод.
Минимальные отступы от проезжей части или железной дороги до котлованов определяют исходя из обстоятельств. Однако есть общие рекомендации.
Если проезжая часть расположена на насыпи, расстояние от нее должно быть не менее 2 м.
При наличии канавы вдоль пути необходимо сделать отступ, чтобы пройти над каналом без сильного искривления труб.
Допустимое наименьшее расстояние от края дороги составляет 4-5 м.
Возле трассы в пригороде, как правило, идет обочина. Рвы необходимо копать за ее пределами, в противном случае контролирующие органы не одобрят проект. Для перехода понадобится взять специальные технические условия, в них прописаны возможные места для сооружения котлованов и другие важные требования.
На улицах с тротуарами и зелеными зонами следует предпочесть именно траву. Если это невозможно, то после продавливания труб придется восстанавливать покрытие.
Из-за больших размеров стартового котлована его нужно делать на участках с меньшим количеством коммуникаций и других инженерных сетей. Приемный же котлован не требует слишком больших габаритов.