Кодировка износа PDC долот (часть 2)

Продолжая ранее начатую тему системы оценки износа и кодировки результатов для долот PDC, отметим, что предложенная IADC  система практически идентична системе оценки износа шарошечных долот. Для внесения результатов исследования отработанного долота применяется таблица, содержащая восемь столбцов:

Вооружение B G Ремарки
Внутренние венцы Наружные венцы Характеристика износа Расположение Состояние уплотнения опоры Потеря диаметра (1/16”) Прочие характеристики Причина подъема
Х

В столбце, предназначенном для описания износа опоры шарошечного долота, при описании PDC долот устанавливается отметка об отсутствии такового показателя.

На рисунке ниже приведены сравнительные показатели описания износа вооружения для шарошечных и PDC долот.

Износ вооружения шарошечных и PDC долот

В обоих случаях отметка 0 обозначает отсутствие износа элемента, а отметка 8 свидетельствует о полном износе. Кроме того, оценка износа вооружения производится отдельно для внешних и внутренних венцов. К первому типу относятся все элементы, расположенные за пределами 2/3 радиуса долота, ко второму – заключенные в пределы двух третей радиуса.  В таблицу вносится среднеарифметическое значение износа для всех элементов наружного и внутреннего вооружения соответственно.

Характеристика износа PDC долота, которая вносится в третий столбец таблицы, включает ряд обозначений, идентичный обозначениям износа шарошечных долот, и три обозначения, характерные исключительно для долот PDC. Часть кодовых обозначений, приведенных в первом столбце, описывает износ, не относящийся к вооружению долота, а потому такие коды могут проставляться в седьмой колонке – Прочие характеристики.

Характеристики износа шарошечных и PDC долот Характеристики износа PDC долот
  • BT – сломанные зубья (резцы)
  • BU – сальникообразование на долоте
  • CR – кернение долота (разрушение центральной части)
  • CT – откалывание части зубков (вставок)
  • ER – эрозия
  • HC – тепловое растрескивание
  • JD – металл на забое
  • LN – потеря насадки
  • LT – выпадение зубков
  • OC – эксцентричный износ
  • PN – закупорка насадки
  • RG – износ по диаметру
  • RO – кольцевой износ
  • SS – самозатачивание вооружения
  • WO – размыв долота по телу
  • WT – износ вооружения
  • NO – нет износа
  • BT – отслаивание таблетки (алмазосодержащего слоя)
  • NR – непригодно для повторного использования
  • RR – пригодно для повторного использования

Характер износа, описываемый в четвертой колонке таблицы, определяет зоны рабочей поверхности долота, которые были подвергнуты износу. Для PDC долот выделяется 4 области со следующими кодовыми обозначениями: калибрующая поверхность (G), плечевой (S) и конусный (C) секторы, а также нос долота (N). Для описания повсеместного износа применяется обозначение A.

Износ долота по диаметру, описываемый в столбце номер 6, устанавливается в виде числового обозначения от 1 до 4. Единица соответствует отсутствию износа или износу, не превышающему 1/16”. Каждый шаг в 1/16” (примерно полтора миллиметра) соответствует следующему числовому обозначению износа долота.

Для определения данного показателя у PDC долот используется специальный шаблон с отверстием, по размерам соответствующим новому долоту. Для определения степени износа долота по диаметру производится измерение зазора между долотом и шаблоном в тех местах, где расположены калибрующие резцы.

Восьмой столбец таблицы описывает причины, по которым была произведена остановка оборудования и его подъем из скважины. Список кодовых обозначений приведен ниже:

  • BHA – необходимость смены КНБК;
  • DMF – отказ забойного двигателя;
  • DSF – обрыв инструмента;
  • DST – опрессовка инструмента;
  • DTF – отказ забойного оборудования (телесистема и др.)
  • LOG – необходимость проведения каротажа;
  • RIG – ремонт буровой;
  • CM – необходимость доведения параметров раствора до требуемых;
  • CP – необходимость отбора керна;
  • DP – разбуривание цементного стакана;
  • FM – смена породы;
  • HP – геологические проблемы;
  • HR – окончание планового времени бурения;
  • PP – скачки давления бурового раствора;
  • PR – снижение механической скорости бурения;
  • TD – достижение проектной глубины;
  • TQ – возрастание крутящего момента на роторе;
  • TW – отворот инструмента;
  • WC – ухудшение погодных условий;
  • WO – промыв резьбы бурильных труб.