Скважинный лубрикатор
Скважинный лубрикатор представляет собой элемент устройства фонтанной арматуры, устанавливаемой на устье скважины. Элемент располагается на верхнем фланце буровой задвижки и обеспечивает герметизацию устья при проведении работ по исследованию гидродинамических и геофизических показателей.
Скважинные лубрикаторы применяются при исследовании скважин на нефть и газ, а также при проведении мероприятий по депарафинизации колонны НКТ. В условиях значительных показателей устьевого давления лубрикаторы позволяют осуществить спуск в скважину приборов для измерения давления, отбора проб и иных устройств.
Конструктивно лубрикатор представляет собой корпус, на верхней части которого расположено сальниковое устройство и кронштейн с направляющим роликом. Также на корпусе устройства предусмотрены спускной кран и уравнительный отвод. Поскольку оборудование, предполагаемое к спуску в скважину, располагается внутри корпуса лубрикатора, его диаметр определяется исходя из размеров спускаемого оборудования. Кроме того, на размер корпуса влияет цель применения – в случае проведения депарафинизации выбирается корпус высотой до 2 метров, в случае исследовательских мероприятий высота корпуса может составлять до 4 метров.
Процесс применения скважинного лубрикатора включает следующие этапы:
- Установка кабеля или троса через отвернутую сальниковую крышку.
- Установка спускаемого прибора внутри корпуса лубрикатора.
- Установка сальниковой крышки, крепление троса к барабану лебедки через направляющий ролик.
- Открытие крышки и ожидание выравнивания показателя давления в лубрикаторе и на устье фонтанной арматуры.
- Пробный спуск оборудования на глубину до 2 метров для проверки его успешного прохода через фонтанную арматуру.
- В случае успешного пробного спуска осуществляется повторный спуск на глубину до 150 метров. При отсутствии проблем и в этом случае – аппаратура опускается на необходимую рабочую глубину.
Процесс подъема оборудования происходит в обратном порядке: оно вновь вводится в корпус лубрикатора, после закрытия задвижки происходит выравнивание давления с использованием спускного крана, затем через открытую сальниковую крышку аппаратура вынимается.
Как процесс спуска, так и процесс подъема может происходить в ручном или автоматическом режиме. Также возможно дистанционное управление обоими процессами.