Буровая установка УРБ-ЗА2

Буровая установка УРБ-ЗА2 предназначена для бурения геологических скважин на нефть и газ вращательным способом с промывкой забоя, используется для бурения скважин на воду. Она удовлетворяет параметрам установки УРБ-12.5А ГОСТ 16151—70 и близка по параметрам установке УГБ-4ВПП ГОСТ 20871—75. Изготовляется по техническим условиям ТУ 26-02-672—75. Буровая установка смонтирована на шасси МАЗ-500А. Привод всех механизмов осуществляется от мощного двигателя автомобиля, обладающего большим моторесурсом.

От пятискоростной коробки передач двигателя через коробку отбора мощности агрегата, установленную на лонжеронах шасси, вращение передается заднему мосту, генератору мощностью 12 кВт, компрессору гаражного тина, шестеренчатому насосу НШ-32 или НШ-10, коробке передач и боковому аварийному приводу.

От коробки передач, имеющей три прямых и одну заднюю передачи, приводятся лебедка, ротор диаметром 250 мм и на прямую от ведущего вала буровой насос НБ, установленный на раме агрегата.

Мачта, складывающаяся с открытой передней гранью, имеет полезный просвет (от ротора до основания кронблока) 15,5 м. Подъем мачты осуществляют гидродомкратами кернопоршневого типа, что позволяет также заваливать мачту при опускании. Имеется автономный гидродомкрат для подъема мачты в транспортном положении. На мачте может устанавливаться поставляемый по заказу гидравлический механизм подачи с приводом от насоса НШ-10.

Буровой насос 11ГрИ и вертлюг соединены буровым рукавом с резьбовыми штуцерами, рукав для удобства подвешивается на мачте. Лебедка, приводимая двухрядной цепью с шагом 31,75 мм, имеет однолепточный тормоз с ретинаксовыми колодками.

Имеется возможность привода механизмов от постороннего двигателя через коробку отбора мощности. Освещение предусмотрено от генератора напряжением 220 В и от аккумулятора двигателя напряжением 24 В. Управление основными механизмами буровой установки—пневматическое от компрессора автомобиля Ротор включается шинно-пневматической муфтой ШПМ 300Х 100 с ограничением воздуха. Сцепление двигателя и буровой насос управляется камерами автомобиля, играющими роль пневмо-цилнндров. Тормоз и фрикцион лебедки имеют пневмоусилителн, включаемые шарнирными рычагами, воздействующими на тормозные автомобильные краны.

Бурильная установка снабжена ограничителем (ограничителем подъема талевого блока), который посредством пневмокрана отключает двигатель шасси и включает тормоз лебедки.

Установка имеет откидные мостки, подсвечник,  установку индикатора веса, ручной насос для нефтепродуктов, тиски, огнетушители и др. По заказу могут поставляться инструментальный блок (автоприцеп, оборудованный для перевозки, бурильных труб,  и т. д.) и глиномешалка.