Буровая установка УРБ-2.5А

Буровая установка УРБ-2,5А предназначена для бурения геофизических и структурных скважин вращательным способом с промывкой, применяется для бурения скважин на воду. Изготовляется по техническим условиям ТУ 26-02-165—76.

Транспортной базой бурильной установки является шасси автомобиля высокой проходимости ЗИЛ-131, по заказу может поставляться переоборудованный прицеп ИАПЗ.

На лонжеронах шасси смонтированы коробка передач с главной трансмиссией и рама установки с лебедкой, ротором, буровым насосом, мачтой и механизмом принудительной подачи. Приводом является бензиновый двигатель шасси ЗИЛ-131.

Отбор мощности производят через двухвальную коробку, установленную на верхнем люке раздаточной коробки автошасси. Включают ее из кабины водителя. От главной трансмиссии клиноременными передачами приводятся буровой насос ПГрИ и механизм подачи, включаемые шлицевыми полумуфтами. Трехскоростная коробка передач передает вращение ротору и лебедке, которые также включаются зубчатыми муфтами.

Масляный насос устанавливают на коробке передач с приводом от ее ведущего вала.

Лебедка двухбарабанная, одновальная. Один из барабанов служит для ведения спуско-подъемных работ, другой для процесса бурения и удержания ведущей квадратной штанги с вертлюгом. Включают их фрикционными муфтами с конусными втулками. Остановка барабанов осуществляется отдельными ленточными тормозами с накладками из фрикционной ленты.

Ротор выполнен с консольным расположением шаровых главных опор, на которые опирается стол и венец. Хвостовик смонтирован на регулируемых конических роликовых подшипниках.

Мачта с открытой передней гранью, чегырехроликовым кронблоком, в котором 2 ролика предназначены для механизма подачи, 2 — для канатов барабанов лебедки. Оснастка талевой системы прямая. Направляющие мачты позволяют смещать вертлюг с ведущей трубой. Подъем мачты осуществляется гидродомкратом двойного действия.

Канатно-цепной механизм принудительной подачи инструмента на забой приводится в движение через червячный редуктор и цепную передачу. Канат механизма подачи и однорядная втулочно-роликовая цепь соединены одним концом между собой, другим концом со щеками, установленными на вертлюге. Приближенное определение нагрузки на забой производят по величине перемещения рамы относительно стержня с рисками (индикаторная игла).

Вертлюг, передающий давление на буровой инструмент, имеет два упорных и два радиальных подшипника.

При бурении запрещается развивать давление буровых насосов более 40 кгс/см2 и бурить долотом диаметром 118 мм на глубину более 100 м во избежание поломки коробки отбора мощности и т. д. Установка освещается от аккумуляторов автошасси. Управление механизмами перенесено на левую сторону установки. При модернизации установки УРБ-2.5А предусматривается: буровой насос 11ГрИ заменить буровым насосом НБ32 с фрикционом;

привод от коробки отбора к коробке передач осуществить карданным валом (без главной трансмиссии; применить гидроцилиндры в механизме подачи; осуществить подъем мачты двумя гидродомкратами.