Буровая установка УГБ-ЗУК

Среди станков для ударного бурения под воду наиболее распространенными к настоящему времени оказались установки ударно-канатного бурения УГБ-ЗУК и УГБ-4УК. Эти буровые инструменты имеют аналогичную конструкцию.

Буровой станок УГБ-ЗУК устанавливается на двухосном колесном прицепе. Привод осуществляется от электродвигателя. Если электроэнергия отсутствует, в качестве привода может использоваться трактор. Принцип действия установки таков: вращение от электродвигателя передается посредством клиноременной передачи на главный вал. С помощью фрикционных муфт и зубчатых колес запускается ударный механизм, талевый и желоночный барабаны. Привод инструментального барабана – цепная передача.

Конструкция ударного механизма станка включает оттяжную раму, шатуны, кривошип. Перестановка пальца кривошипа позволяет изменять высоту подъема бурового снаряда над забоем. Швеллерные балки оттяжной рамы, закрепленные на оси с одной стороны, свободно вращаются в подшипниках, которые смонтированы на стойках рамы станка. На этой оси расположен направляющий ролик. Противоположная часть рамы соединяется с осью, которая связана с шатунами — на этой оси установлен оттяжной ролик. Для снижения динамических нагрузок на ударный механизм оттяжной ролик оснащен пружинными амортизаторами. При движении рамы вверх оттяжной ролик также поворачивается вверх вместе с качающимся коромыслом. Это помогает сохранить скорость долота к началу удара. При этом компенсационные пружины сжимаются. После удара долота о забой натяжение каната становится слабее, пружины растягиваются и перемещают оттяжной ролик вниз. Ударная рама тоже движется вниз, и процесс повторяется. Чтобы избежать ударов штоков, на их концах предусмотрены короткие амортизационные пружины, служащие ограничителями обратного хода коромысла.
Частота ударов регулируется тремя сменными шкивами клиноременной передачи.

Инструментальный барабан необходим для спуска и подъема бурового снаряда. Конец каната крепится специальным зажимом, рабочий отрезок каната отделяется от остальной его части диском. Ленточный тормоз нужен, чтобы регулировать скорость спуска бурового снаряда. Подача снаряда при бурении под воду производится растормаживанием ленточного тормоза и как следствие — периодическим поворачиванием инструментального барабана. Желоночный барабан используется для подъема и спуска желонки, а также специальных инструментов, необходимых при ликвидации возникших аварий.
Талевый барабан необходим для операций по опусканию в скважину и подъему обсадных колонн. Мачта станка имеет конструкцию башенного типа. При транспортировке станка к месту бурения верхняя часть телескопической мачты опускается, мачта укладывается горизонтально. Для выдвижения верхней части мачты и приведения ее в рабочее положение требуется опора звена на кулачки, затем производится закрепление мачты болтами. К мачте крепится также кран-укосина, который используется для сборки и разборки бурового снаряда и вспомогательных работ.

На общей оси находятся ролики желоночного и инструментального барабанов, ниже установлены три талевых ролика. Чтобы обслуживание верхних роликов на мачте было безопасным, предусмотрена огражденная площадка. Перед бурением мачта укрепляется канатными растяжками, в нижней ее части имеется винтовой домкрат.

Управление станком выполняется с помощью рукояток рычагов, выведенных на лицевую сторону установки. Электродвигатель включается магнитным трехполюсным контактором типа КТ-33. Кнопочное управление электродвигателем находится у пульта бурильщика. Три максимальных сериесных реле типа РЭ 21J/01 обеспечивают защиту электродвигателя от короткого замыкания. Реверсирование электродвигателя выполняется посредством  трехполюсного переключателя.